среда, 9 ноября 2016 г.

Конспект занятия по художественному творчеству "Натюрморт".

Программное содержание: 
познакомить детей с одним из жанров живописи – натюрмортом;
формировать умения у  детей составлять композицию, видеть линию, возле которой располагаются предметы;
закрепить умение определять форму, цвет предметов;
активизировать словарь детей: натюрморт, разделяющая линия;
развивать интерес, умение восхищаться содержанием, красотой картин;
воспитывать эстетические чувства, желание доводить начатое дело до конца.

Предварительная  работа: 
Рассматривание картин различных художников,  уточнение  знаний о технике рисования.

Материалы и оборудование: 
Картины Е.В.Зуева «Дары леса», П.П.Кончаловского «Яблоки на столе у печи», Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»; предметы для составления композиции (ваза, муляжи фруктов, муляжи овощей); мольберт;  на каждого ребенка: тонированные листы бумаги (верхняя часть светло-голубая, нижняя темно-голубая)  акварельные краски, кисти, салфетки.


Ход занятия:

Воспитатель: - Сегодня, ребята, я вас хочу пригласить на выставку картин, где вы увидите и узнаете очень  много нового, интересного, удивительного.
Проходите,  пожалуйста (воспитатель обращает внимание на выставку картин, к которой подходят дети). 
- Ребята, посмотрите, сколько  красивых картин. Давайте  рассмотрим некоторые из них. Замечательная картина Евгения Владимировича Зуева «Дары леса». Полюбуйтесь ею. Как вы думаете, почему автор так её назвал?
Дети: - Всё то, что изображено на картине растет в лесу и всё это нам дарит лес. 
Вос-ль: - Художник обращает наше внимание на обилие, богатство, естественную красоту и разнообразие форм, цветов и оттенков природных даров. Художник прославляет щедрость лесов, красоту осенних лесных даров. 
- Следующая картина художника Петра Петровича Кончаловского «Яблоки на столе у печи». Как вы думаете, о чем же здесь нам хотел рассказать художник?
Дети: Художник хотел рассказать нам о красоте яблок, о том, как их много, какие они разные по цвету и форме.
Вос-ль: Пётр Петрович предлагает нам полюбоваться и восхититься их разноцветьем, красотой округлых форм, разной величиной, их спелостью, сочностью. 
- А о чем же интересно хотел нам рассказать художник Фёдор Петрович Толстой в своей картине «Букет цветов, бабочка и птичка». О чем же эта картина?
Дети: - О красоте живого мира. О растениях, цветах и живых существах – птицах, бабочках, мушках, гусеницах, которые все вместе, и составляют этот живой мир.
Вос-ль: Пётр Петрович своей картиной говорит нам: будьте внимательны к природе, и она щедро откроет вам свою красоту, свои тайны. Такие красивые картины можно рассматривать часами и любоваться ими. Их так много. Каждая из этих картин называется натюрморт. Натюрморт -  это  композиция, составленная из природных предметов и вещей сделанных руками человека.
Воспитатель читает стихотворение:
  Если видишь на картине дары леса на столе,
 Фрукты, овощи в корзине или розу в хрустале,
      Или бронзовую вазу, или грушу, или сливу,
          Или все предметы сразу,
         Знай, что это - натюрморт.

Вос-ль: Ребята, хочу сказать, что натюрморт писать не так-то легко.
Все художники, натюрморты, которых были размещены на выставке, сначала рассматривали предметы, затем выбирали понравившиеся им и составляли из них композицию, то есть расставляли красиво, как им нравилось. При этом  обращали внимание на то, чтобы среди предметов выделялся какой-то главный: более крупный или более яркий по сравнению с остальными предметами.  После чего начинали  писать натюрморт, глядя на композицию, а самое главное  старались  точно передать форму, цвет, место расположения предметов. 
- А вы хотели  бы сегодня стать художниками и написать натюрморт?
Дети: - Да!
Вос-ль: - Я вам помогу. Давайте произнесем волшебные слова:
                                                    Влево вправо повернись 
                                                    В художников превратись.
- Каждый из вас стал юным художником. Вы вместе, составите одну композицию и напишите натюрморт. Пожалуйста, пройдите к столу. Перед вами предметы, рассмотрите их и так как вы юные художники выберите  лишь только два или три предмета по желанию: вазу, фрукты или овощи. 
- Выбрали? (Да). Теперь  составим композицию. Расположите её на столе, покрытом тканью. Яркость и красоту натюрморту придаст фон: верхняя часть которого светло-голубая, а  нижняя  темно-голубая, их разделяет линия. Как можно назвать эту линию?
Дети: - Разделяющая  линия.
Вос-ль: - Относительно разделяющей линии вы должны расположить предметы (дети составляют композицию).
Вос-ль:-  Молодцы!  Замечательная композиция. Глядя на эту композицию,  вы напишите натюрморт. Проходите, садитесь за столы. 
- Перед вами тонированные листы бумаги. Какого цвета верхняя часть листа?
Дети: - Верхняя часть светло-голубого цвета.
Вос-ль: - А нижняя часть листа, какого цвета?
Дети: - Нижняя часть тёмно-голубого.
Вос-ль: - Что разделяет лист на две части?
Дети: - Разделяющая линия. 
- Теперь  уточним  форму, цвет предметов, место их расположения.
- Какой формы ваза (или другой выбранный предмет)? Какого цвета ваза? Как расположена  ваза, относительно разделяющей линии, относительно других предметов? (Ответы детей)
Остальные предметы описываются аналогично.
Вос-ль: - Юные художники, мы определили с вами место расположения предметов, уточнили их форму и цвет. Пришла пора писать натюрморт. Вы готовы? (Да)
Вос-ль: - Но сначала, давайте  отдохнем:
                                           Наши пальцы разомнем,  
                                           Наши пальчики встряхнем 
                                           Рисовать сейчас начнем.
                                           Ноги вместе, ноги врозь
                                           Заколачиваем гвоздь.
Вос-ль: - Ребята, хочу напомнить вы должны постараться передать форму, цвет, место расположения предметов.
Дети приступают к  написанию натюрморта.
Воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения, напоминает о технике рисования.
Вос-ль:- Кто закончил, выставляйте свои картины на выставку. (Дети выставляют рисунки на большой мольберт)
-  Как можно назвать  натюрморт? На каком натюрморте юному художнику удалось точно изобразить форму, цвет, место расположения предметов? (Ответы детей). 
- Молодцы! Натюрморты получились яркими, колоритными, замечательными. Вы были сегодня замечательными юными художниками. Произнесём волшебные слова и из художников превратимся в ребят:
                                    Влево вправо повернись
                                    В ребят превратись.
Вос-ль: - Где мы сегодня побывали? (На выставке картин)
- Что вы научились  составлять из предметов? (Композицию)
- Что написал каждый из вас?(Натюрморт).
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Испытывали ли вы какие-либо затруднения?
- Я предлагаю вам взять свои натюрморты домой, вставить их в рамочку и повесить на кухне, чтобы можно было ими любоваться вам и вашим близким.







Комментариев нет:

Отправить комментарий